ПОПУЛЯРНЫЕ СТРАНИЦЫ

Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ


Конспект занятия по дифференциации звуков [д]-[т] в слогах, словах, предложениях.

автор: Терентьева Наталья Александровна, учитель-логопед
МБОУ СОШ №3 ЯНАО, г. Салехард

дата: 24.04.2012


цель:
  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т];
задачи:
  • учить детей дифференцировать звуки;
  • обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи;

оборудование:
  • карточки с артикуляционной гимнастикой;
  • буквы «д» и «т»;
  • предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
  • карточки со словами: уточка, удочка;

организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.


артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».

- Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.


развитие фонематического восприятия

- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [д].
- В слове «уточка» второй звук - [т].

На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».

- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [д] и [т] и буквы «д» и «т», для того, чтобы на письме их не путать.


cравнительная характеристика звуков

- Давайте дадим характеристику нашим звукам.

- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.

- Мы можем сделать вывод. Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.


cоотнесение звука и буквы

- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).


дифференциация звуков в слогах

- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

Т
 \
  А О У
 /
Д

- ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;

- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.


дифференциация звуков в словах

- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «т»).

- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «д»).

По аналогии разбираются остальные слова.

- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).


дифференциация звуков в предложении

- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.

- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.

- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).

- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)

- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)

- Как можно озаглавить наш текст?


итог занятия

- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ( [т], [д] ).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).



>>> скачать конспект данного занятия