|
Что бывает в это время года
|
Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
|
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, "Идет дождь", "Осенний лес",
"Цветущий луг" и так далее).
|
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить,
какое явление на них изображено (но не просто "дождь" или "снег", а "идет дождь" и "падает снег").
|
|
Один - много
|
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
|
Оборудование: мяч.
|
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч;
ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
|
|
Чудесный мешочек
|
Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
|
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
|
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.
|
|
Назови ласково
|
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
|
Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.
|
Ход: показать ребенку "большую" картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить,
что это большой предмет (например, "Это большое яблоко.") и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький
предмет (например, "Как ласково назвать маленькое яблоко?").
|
|
Загадки Зайца
|
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
|
Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме.
|
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем "зайчик описывает" свойства предмета,
а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
|
|
Что пропустили
|
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
|
Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме.
|
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много
подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет;
ребенок должен отгадать какой.
|
|
Разрезные картинки
|
Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.
|
Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.
|
Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился;
затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение
выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание,
смешав три картинки).
|
|
Что убрали
|
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
|
Оборудование: предметы по теме.
|
Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать
один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.
|
|
Чего не хватает
|
Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.
|
Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь
(например: флажок без палочки, платье без рукава).
|
Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.
|
|
Какой предмет лишний
|
Цель: расширить словарь по теме.
|
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.
|
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.
|
|
Игры на развитие правильного употребления предлогов
|
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
|
Оборудование: предметы по теме.
|
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа
"что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…".
|
|
Собери фигуру
|
Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.
|
Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.
|
Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме
из данных фигур.
|
|
Лексические темы:
|
|
Осень
|
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.
|
Игры:
"Что бывает осенью"
"Один - много"
"Какой предмет лишний"
|
|
Весна
|
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать
вместе с ним по воде кораблики.
|
Игры: "Что бывает весной" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
"Разрезные картинки" (кораблик).
|
|
Зима
|
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства;
принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
|
Игры: "Что бывает зимой" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
"Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков).
|
|
Праздник Новогодней Ёлки
|
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки;
спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые;
задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
|
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Что на елке, что под елкой":
игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под". "Собери фигуру" (ёлка из трех разных
по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников).
|
|
Лето
|
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое;
рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка,
какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
|
Игры: "Что бывает летом" "Один - много" "Какой предмет лишний"
"Назови ласково" "Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами "наливать", "выливать", "переливать",
"доливать", "лить".
|
|
Овощи
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
|
Игры: "Чудесный мешочек" (оба варианта) "Один - много" "Назови ласково"
"Загадки зайца" "Что пропустили" "Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить,
как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить / ).
|
|
Фрукты
|
Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи".
|
|
Игрушки
|
Игры: "Загадки Зайца" "Один - много" "Что убрали" "Назови ласково"
"Чудесный мешочек" (2 вариант) "Разрезные картинки" (матрешка) "Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса).
|
|
Одежда
|
Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
"Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье,
а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый может помогать ему наводящими вопросами.
"Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка
("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…"); затем ребенку нужно задать вопросы
типа "Что нужно снять сначала, что потом?". "Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей.
"Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для
разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка ("Наденем кукле красное платье; у платья есть
рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?").
|
|
Чайная посуда
|
Игры: "Что убрали" "Один - много" "Разрезные картинки" (чашка, блюдце)
"К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол;
а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…");
затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?".
"Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из"
(взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах:
"Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…").
|
|
Дом
|
Игры: "Назови ласково" "Один - много"
"Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите,
высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?".
"Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под"
(приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка;
покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать
те же действия и помогите ему при необходимости).
"Разноцветная улица": приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком
улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов.
"Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия
("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили
сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город).
|
|
Мебель
|
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить,
для чего предназначена.
|
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Спрячь мячик": игра на
обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под"
(ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…").
"Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует
действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика…
Какого цвета кубик?").
|
|
Человек
|
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны,
что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться,
закрываться, жмуриться… ").
|
Игры: "Один - много" (части тела) "Назови ласково" "Доктор": (предложите
ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок;
пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; "врач" должен осмотреть больного и полечить его;
затем "пациент" и "доктор" меняются ролями.
"Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку
перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок
назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов).
|
|
Домашние животные
|
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек;
описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет;
затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи
ее хвостик, где собачка живет?").
|
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (конура: квадрат, треугольник и кружок)
"Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь
найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их.");
ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки).
"Назови ласково" "Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное
под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает
вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол) "Правильно, собачка под столом"). "Кто как кричит": взрослый
воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч;
ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч. "Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением
животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать.
|
|
Домашние птицы
|
|
Дикие животные
|
Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные".
|
|
Насекомые
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются;
объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
|
Игры: "Один - много" "Разрезные картинки"
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
|
|
Птицы
|
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются;
объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.
|
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (голубятня: квадрат и треугольник)
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
|
|
Транспорт
|
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами,
объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
|
Игры: "Один - много" "Чудесный мешочек" (1 вариант)
"Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…").
"Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат).
|
|
|
Игры для отработки слов со сложной слоговой структурой:
|
|
Прошагай слово
|
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например,
сыр - самолет).Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.
|
|
Поднимись по лесенке
|
Игра проводится по типу соревнования "Кто поднимется выше?". Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.
Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.
|
|
Посадим деревья
|
Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для "посадки" деревья с односложными,
двусложными или трехсложными названиями.
Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.
|
|
Магазин "Овощи-фрукты"
|
Вам понадобятся "деньги" (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением
овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты,
в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
Фрукты и ягоды: Лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
|
|
Зоопарк
|
Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что
в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог,
во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот,
кенгуру, носорог, обезьяна.
|
|
|