|
||
ПОПУЛЯРНЫЕ СТРАНИЦЫ
|
Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» - сайт для логопедов и заботливых родителей! ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИВсем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
При этом следует показывать:
Звук средней продолжительности Длительный звук Краткий (отрывистый) звук Высокий звук и низкий звук Пример ритмического рисунка «песни» звука «О» После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок. Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия. Первая часть сказки дает возможность:
СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»Жил-был звук «a». Он любил петь, широко открывая рот: «a__». Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a». Иногда - очень громко: «a, a, a». Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__». Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa». А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно: a \ A a \ a a \ a__a__a a \ a a \ a a \ a Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Вопросы и задания
СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»Жил да был звук «у». У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у». Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__». Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__». Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__». Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__». Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ». Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__». Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__». Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать. Вопросы и задания
СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»Жил-был звук «о». Очень звук «о» любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о». Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ». В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...» Очень многим нравился звук «о». Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки. Вопросы и задания
СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»Жил-был звук «и». Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и». Иногда звук «и» играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и». Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой. Вопросы и задания
СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»Жил да был звук «э». Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э». Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__». Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__» Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык. Вопросы и задания
СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»Жил-был звук «ы». Известен был звук «ы» своим низким голосом. Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы». Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы». Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы». Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__». Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад. Вопросы и задания
СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИЧасть первая
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы». Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы». Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы». А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы». Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут. Часть вторая Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может... Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой». Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».
Слушал-слушал «а», да и говорит: Радуется «и-краткий»: поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».
Опечалены были только «и» да «ы».
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика. А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках. Вариант окончания сказки для дошкольников Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец! Вариант окончания сказки для школьников Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть. Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э». Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.) |
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАШИ КОНТАКТЫ
ВСЯКОЕ-РАЗНОЕ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
НАШИ ДРУЗЬЯ
ПОМОЩЬ САЙТУ
|
| © «Болтунишка» |
| Консультант: Аверина Кристина | Администратор: Сосновская Наталья (Sosnasha) | | При использовании материалов сайта обязательна ссылка на www.boltun-spb.ru | |