Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.

Самые простые упражнения:
Рекомендуется выполнять каждый день не менее 3 минут

поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью

сгибание-разгибание пальцев


Пассивная гимнастика (массаж):
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы вы можете освоить сами. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа - 5 минут, проводится несколько раз в день.
Массаж состоит из трех типов движений:

поглаживание:

совершается в разных направлениях

растирание:

отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее)

вибрация:

нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)

массаж с использованием специального массажного "шипастого" мячика:

мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: массажный мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным)

Активная гимнастика:

Игры для детей от 2-х месяцев:

Вот какие разные:

Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение не только развивает моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен "комментировать" предмет: "Этот шарик гладкий", "Этот ёжик колючий" и так далее.

Игры для детей от 9-ти месяцев:

Сборные матрешки:

Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру (после двух лет это должна быть уже тройная матрешка).

Пирамидки:

Для начала нужно использовать классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине (это поможет развить логическое мышление ребенка).

Обведи по контуру:

Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов (например: домик, дерево, машинка и так далее) и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.

Чашки-ложки:

Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.

Лепка из пластилина:

Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания (шарик, морковка, змейка).

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от одного года:

Сильные ладошки:

Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).

Мозаика:

Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

Конструктор:

Величина деталей и "сложность конструкции" зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

Бусины:

Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно "измельчать".
Бусины увеличить
изображение

Шнуровки:

Так как шнуровки бывают разнообразные по "содержанию", имеет смысл обыграть процесс "шнурования": например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

Волшебный поднос:

На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.

Разноцветные прищепки:

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
Разноцветные прищепки увеличить
изображение

Золушка:

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Забавные картинки:

По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

Счетные палочки:

Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

Маленький скульптор:

Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что "скульптуры" впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

Застегни пуговку:

Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: "Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую". Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.
Застегни пуговку увеличить
изображение

Трафареты:

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать трафареты из куска линолеума.
Трафареты увеличить
изображение

Упражнения без речевого сопровождения:
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев "изображать" какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как "сверху", "снизу", "правый", "левый" и так далее.После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
Вот несколько примеров таких упражнений:

Зайчик:

указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак Зайчик

Человечек:

бегаем указательным и средним пальцами по столу Человечек

Ёжик:

руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить Ёжик

Кошка

соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх Кошка

Коза рогатая:

указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем Коза рогатая

Бабочка:

руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка летит" Бабочка

Очки:

пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам Очки
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.

Стихи и потешки для развития мелкой моторики:
Суть упражнения заключается в том, чтобы сопровождать стихотворения движениями пальцев.

Сорока


Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)


Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)


Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)


Ладушки


- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)


Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!

(поднимают руки вверх и опускают на голову)



Варежка


Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)


"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)


Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)


Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)


Братцы


Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)


Замок


На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)


Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)


Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга )


Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)


Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)


И открыли.

(расцепить пальцы)



Правила проведения занятий дома
Артикуляционная гимнастика
Развитие слухового внимания
Словарный запас и словообразование.
Логоритмика



be number one Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо