Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются
красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук "а" - большой полый круг;
звук "у" - маленький полый круг; звук "о" - полый овал; звук "и" - узкий красный прямоугольник).
смотреть образец
Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: "а", "у", "о", "и".
Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
|
Ход занятия:
|
покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы |
|
соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет "ааа", паровоз гудит "ууу", девочка охает "ооо",
лошадка кричит "иии") |
|
произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ
("Когда мы произносим звук "а" - рот широко открыт; когда произносим "у" - губы вытянуты в трубочку;
при произнесении "о" - губы выглядят как овал; при произнесении "и" - губы вытянуты в улыбку") |
После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходит к заданиям:
|
Поймай звук |
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
|
|
Внимательный малыш |
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
|
|
Дирижер |
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
|
|
Архитектор |
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при
необходимости.
|
|
Хорист |
Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
|
|
Сломанный телевизор |
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора
сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке
телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. |
|
Звуковые песенки |
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа "ау" (дети кричат в лесу), "уа" (плачет ребенок), "иа"
(кричит ослик), "оо" (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее,
затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает
составленную схему.
|
|
Кто первый |
Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного "а", "о", "у" или "и".
Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, "У-у-у-утка").
Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
|
|