  | 
 Что бывает в это время года 
 | 
 
| 
Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
 | 
 
| 
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, "Идет дождь", "Осенний лес", 
"Цветущий луг" и так далее).
 | 
 
| 
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, 
какое явление на них изображено (но не просто "дождь" или "снег", а "идет дождь" и "падает снег").
 | 
 
 
  | 
 Один - много 
 | 
 
| 
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
 | 
 
| 
Оборудование: мяч.
 | 
 
| 
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; 
ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
 | 
 
 
  | 
 Чудесный мешочек 
 | 
| 
Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
 | 
 
| 
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
 | 
 
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет. 
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах. 
2  вариант:  малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.
 | 
 
  | 
 Назови ласково 
 | 
 
| 
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
 | 
 
| 
Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.
 | 
 
| 
Ход: показать ребенку  "большую" картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить,
 что это большой предмет (например, "Это большое яблоко.") и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький 
 предмет (например, "Как ласково назвать маленькое яблоко?").
  | 
 
 
  | 
 Загадки Зайца 
 | 
 
| 
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
 | 
 
| 
Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме.
 | 
 
| 
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки;  затем "зайчик описывает" свойства предмета, 
а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
 | 
 
  
  | 
 Что пропустили 
 | 
| 
Цель: развитие внимания и зрительной  памяти, активизация словаря по теме.
 | 
 
| 
Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме.
 | 
 
| 
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много 
подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки,  перечисляя их, но один  из подарков не называет; 
ребенок должен отгадать какой. 
 | 
 
  
  | 
 Разрезные картинки 
 | 
| 
Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.
 | 
 
| 
Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.
 | 
 
| 
Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился;
 затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение 
 выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, 
 смешав три картинки).
 | 
 
  
   | 
 Что убрали 
 | 
| 
Цель: развитие внимания и зрительной  памяти, активизация словаря по теме.
 | 
 
| 
Оборудование: предметы по теме.
 | 
 
| 
Ход: выставить на столе перед  ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать 
один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.
 | 
 
  
  | 
 Чего не хватает 
 | 
| 
Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.
 | 
 
| 
Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь 
(например: флажок без палочки,  платье без рукава).
 | 
 
| 
Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает,  и дорисовать ее.
 | 
 
  
  | 
 Какой предмет лишний 
 | 
| 
Цель: расширить словарь по теме.
 | 
 
| 
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.
 | 
 
| 
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.
 | 
 
  
  | 
 Игры на развитие правильного употребления предлогов 
 | 
| 
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
 | 
 
| 
Оборудование: предметы по теме.
 | 
 
| 
Ход: расположить предметы перед ребенком  и задавать ему вопросы типа 
"что находиться  на…, под…, около…, за…, в…, над…".
 | 
 
  
  | 
 Собери фигуру 
 | 
| 
Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.
 | 
 
| 
Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.
 | 
 
| 
Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры,  и    попросить его сложить предмет по теме 
из данных фигур.
 | 
 
 
 
 
  | 
Лексические темы:
 | 
 
 
  | 
 Осень 
 | 
| 
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку,  с какого они дерева.
 | 
 
Игры: 
"Что бывает осенью" 
"Один - много"  
"Какой предмет лишний"
 | 
 
 
  | 
 Весна 
 | 
| 
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать 
вместе с ним по воде кораблики.
 | 
 
Игры: "Что бывает весной" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
 "Разрезные картинки" (кораблик).
 | 
 
                               
  | 
 Зима 
 | 
| 
Предварительная подготовка: на зимней прогулке  расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; 
принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
 | 
 
Игры: "Что бывает зимой" "Какой предмет лишний" "Назови ласково"
 "Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков).
 | 
 
                               
  | 
 Праздник Новогодней Ёлки 
 | 
Предварительная подготовка:  рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; 
спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; 
задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
 | 
 
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Что на елке, что под елкой": 
игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под". "Собери фигуру" (ёлка из трех разных 
по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников).
 | 
 
 
  | 
 Лето 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; 
рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, 
какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
 | 
 
Игры: "Что бывает летом" "Один - много" "Какой предмет лишний" 
 "Назови ласково" "Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами  "наливать", "выливать",  "переливать", 
 "доливать",  "лить".
 | 
 
 
  | 
 Овощи 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
 | 
 
Игры: "Чудесный мешочек" (оба варианта) "Один - много" "Назови ласково" 
 "Загадки зайца" "Что пропустили" "Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить,
 как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить / ).
 | 
 
 
  | 
 Фрукты 
 | 
| 
Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи".
 | 
 
 
  | 
 Игрушки 
 | 
Игры: "Загадки Зайца" "Один - много" "Что убрали" "Назови ласково" 
"Чудесный мешочек" (2 вариант) "Разрезные картинки" (матрешка) "Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса).
 | 
 
  
  | 
 Одежда 
 | 
Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины) 
"Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье, 
а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый  может помогать ему наводящими вопросами. 
  "Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка 
("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять маечку…"); затем ребенку нужно задать вопросы 
типа "Что нужно снять сначала, что потом?".   "Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей. 
  "Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для 
разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка  ("Наденем кукле красное платье; у платья есть 
рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?").
 | 
 
  	
  | 
 Чайная посуда 
 | 
Игры: "Что убрали" "Один - много" "Разрезные картинки" (чашка, блюдце) 
"К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол; 
а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…"); 
затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?". 
  "Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из" 
(взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах: 
"Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…").
 | 
 
  	
  | 
 Дом 
 | 
Игры: "Назови ласково" "Один - много" 
"Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите, 
высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?". 
  "Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под" 
(приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; 
покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать 
те же действия и помогите ему при необходимости). 
  "Разноцветная улица": приготовьте  картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком 
улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов. 
"Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия 
("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили 
 сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город).
 | 
 
  	
 
  | 
 Мебель 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, 
для чего предназначена.
 | 
 
Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Спрячь мячик":  игра на 
обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под" 
(ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…"). 
 "Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый  комментирует 
действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика…
Какого цвета кубик?").
 | 
 
 
  | 
 Человек 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, 
что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться, 
закрываться, жмуриться… ").
 | 
 
Игры: "Один - много" (части тела) "Назови ласково" "Доктор": (предложите 
ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; 
пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука;  "врач" должен осмотреть больного и полечить его; 
затем  "пациент" и "доктор" меняются ролями. 
  "Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку 
перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок 
назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка,  допущенные при подборе слов).
 | 
 
 
  | 
 Домашние животные 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; 
описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; 
затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи  
ее хвостик, где собачка живет?").
 | 
 
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (конура: квадрат, треугольник и кружок) 
  "Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь 
найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их."); 
ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки). 
  "Назови ласково"   "Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное 
под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает 
вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол)  "Правильно, собачка под столом").  "Кто как кричит": взрослый 
воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; 
ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч.  "Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением 
животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать.
 | 
 
 
  | 
 Домашние птицы 
 | 
  | 
 Дикие животные 
 | 
 
| 
Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные".
 | 
 
 
	
  | 
 Насекомые 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; 
объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
 | 
 
Игры: "Один - много" "Разрезные картинки"  
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
 | 
 
 
  | 
 Птицы 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; 
объяснить, где  у птиц крылья, где лапки, где клюв.
 | 
 
Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (голубятня: квадрат и треугольник)  
"Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали").
 | 
 
 
  | 
 Транспорт 
 | 
| 
Предварительная подготовка:  ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами,
объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
 | 
 
Игры: "Один - много" "Чудесный мешочек" (1 вариант)  
"Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…").  
"Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат).
 | 
 
 	
 | 
 
 
 
  | 
Игры для отработки слов со сложной слоговой структурой:
 | 
 
 
  | 
 Прошагай слово 
 | 
| 
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, 
сыр - самолет).Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.
 | 
 
 
  | 
 Поднимись по лесенке 
 | 
| 
Игра проводится по типу соревнования "Кто поднимется выше?". Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. 
Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.
 | 
 
 
  | 
 Посадим деревья 
 | 
Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для "посадки" деревья с односложными, 
двусложными или трехсложными названиями. 
Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.
 | 
 
 
  | 
 Магазин "Овощи-фрукты" 
 | 
Вам понадобятся "деньги" (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением 
овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты,
в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.  
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка. 
Фрукты и ягоды: Лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
 | 
 
 
  | 
 Зоопарк 
 | 
Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что 
в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог,
во вторую - с названиями из двух слогов и т.д. 
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, 
кенгуру, носорог, обезьяна.
 | 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
       
	   
 
 
 
 |